НОВОСТИ
Вопросы изменения законодательства, влияющие на условия работы судов в акватории Северного морского пути
25.06.2018

Вопросы изменения законодательства, влияющие на условия работы судов в акватории Северного морского пути

21 июня 2018 года на площадке АО «Рособоронэкспорт» состоялось совместное заседание Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству по развитию судостроительной промышленности и морской техники, и Комитета по судостроительной промышленности и морской технике.

В центре внимания участников мероприятия оказались вопросы изменения российского законодательства, влияющие на условия работы судов в акватории Северного морского пути (СМП). Речь идет о поправках к некоторым статьям Кодекса торгового мореплавания (КТМ), которые устанавливают приоритет использования судов, построенных в России, для ряда работ в северной акватории. К таким работам отнесены грузовые и пассажирские перевозки внутри страны (каботаж), ледокольная проводка, поисковые и спасательные операции, разведка, разработка и морские перевозки минеральных ресурсов, а также ряд других видов деятельности.

Открывая заседание, Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, Первый Вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Владимирович Гутенев выразил уверенность в том, что «мы, не отменяя конкуренции, должны защищать интересы российских производителей и поставщиков услуг на своей территории и в морских зонах, на которые распространяется российская юрисдикция, в том числе и в Арктической акватории». При этом он отметил, что Северный морской путь является одним из определяющих факторов обеспечения устойчивого социально-экономического развития регионов Арктической̆ зоны России. СМП не только обеспечивает национальную безопасность и усиление геополитического присутствия России в Арктике, но является и важным транспортным коридором, ключевым звеном всей̆ транспортной инфраструктуры. Между тем, в настоящее время российские судовладельцы предпочитают закупать танкеры и сухогрузы на иностранных верфях – прежде всего, в Южной Корее, Китае и Финляндии. Как следствие, отечественные производственные мощности оказываются недозагруженными. И это при том, что судостроение является одним из локомотивов промышленного развития, вовлекая в производственный процесс десятки смежных отраслей, создавая порядка семи новых рабочих мест на одного занятого в судостроении. А это в свою очередь способствует развитию прибрежных территорий, технико-культурных и научных центров.

По словам Владимира Гутенева, «разработанный проект федерального закона даст реальную возможность российским верфям в рамках проводимой политики импортозамещения развивать отечественное производство, повысить загрузку мощностей предприятий отрасли, проводить их диверсификацию, успешно конкурировать с ведущими мировыми производителями по качеству, цене и срокам строительства судов». Более того, рассматриваемая законодательная инициатива отвечает задачам, поставленным на совещании по вопросам развития дальневосточного судостроительного комплекса Президентом России Владимиром Путиным. Очевидно, она будет способствовать не только достижению целевых показателей по развитию отечественного кораблестроения, определенных «Стратегией развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года», но и глубокой степени локализации на нашей территории тех производств, которые сейчас не представлены.

В свою очередь Председатель Комитета по судостроительной промышленности и морской технике Союза машиностроителей России, Президент АО «ОСК» Алексей Львович Рахманов заявил, что принятие поправок к КТМ - ожидаемое и абсолютно правильное с точки зрения судостроительной отрасли решение. Вместе с тем, по его словам, законодательные новеллы должны учитывать интересы всех отечественных компаний, в том числе владеющих судами, добывающих и перевозящих грузы. В этой связи одной из ключевых задач регулирующих ведомств в лице Министерства экономики и Министерства промышленности и торговли должна стать синхронизация развития различных производств, как судостроения, так и добывающих отраслей. Для гармонизации же всех этих интересов необходимо уже сейчас на основе рассматриваемого законопроекта выработать мягкие правила, которые впоследствии не должны подлежать пересмотру.

Представлявший на заседании проект закона Директор Департамента судостроительной промышленности и морской техники Министерства промышленности и торговли Борис Анатольевич Кабаков отметил, что предлагаемые изменения в Кодекс торгового мореплавания уже вызвали резонанс, вплоть до появления точки зрения, что с 2019 года вводится полный запрет на эксплуатацию судов иностранного производства, осуществляющих работы не под российским флагом. По его словам, обсуждаемые поправки носят системный характер при решении задачи по обеспечению ритмичной загрузки отечественных судостроительных предприятий. Однако, принимая во внимание обеспокоенность российских заказчиков, законопроектом предусмотрена возможность эксплуатации судов, плавающих под российским флагом по состоянию на 1 января 2019 г., вне зависимости от места постройки. Более того, действие законопроекта не распространяется на суда, включенные в Российский реестр строящихся судов до 1 января 2019 года, также вне зависимости от места постройки. Кроме того, по результатам проведенной работы с бизнес-сообществом, в законопроект внесены положения, позволяющие использовать суда, построенные за пределами России после 1 января 2019 г., для осуществления отдельных видов работ по решению Правительства РФ. Для принятия такого решения заинтересованная сторона должна объективно обосновать невозможность использования для предполагаемых работ судов, построенных на территории России. Как следствие, осуществляется сбалансированная поддержка судостроительной отрасли с учетом интересов, как судоходных компаний, так и фрахтователей.

СПРАВОЧНО:

За 2012–2017 годы на территорию России ввезено 1116 судов зарубежного производства. Из них 239 предназначены для внутренних водных путей и 877 — для морских портов.

В Российском международном реестре судов на начало 2018 года зарегистрировано 1141 судно суммарным дедвейтом более 4,5 млн. тонн. В 2017 году администрацией СМП выдано 662 разрешения на плавание судов в акватории СМП, из них судам под иностранным флагом выдано 107 разрешений.

В настоящее время отечественная судостроительная промышленность способна удовлетворить существующую и перспективную потребность заказчиков, в том числе нефтегазовых компаний. С учетом вводимых мощностей на судостроительном комплексе «Звезда», российские предприятия смогут поставлять весь номенклатурный перечень судов и морской техники, необходимый для обеспечения интересов Российской Федерации. Перспективный план загрузки СК «Звезда» до 2035 года на настоящий момент составляет 118 судов, 56 из которых – заказы ПАО «НК «Роснефть». Такой объем заказов не позволяет обеспечить рентабельную работу предприятия. В связи с этим требуется дополнительные стимулирующие меры для размещения заказов на крупнотоннажные суда и морскую технику.

Источник: https://soyuzmash.ru/news/tidings/eksperty-obsudili-pravovoy-mekhanizm-podderzhki-otechestvennoy-sudostroitelnoy-promyshlennosti/


Фотоматериалы


« Все новости
КОНТАКТЫ

Справки по вопросам личного приема, а также согласовать время приема можно по телефонам.