Экспертный совет по развитию судостроительной промышленности
17 апреля под председательством Президента «Объединенной судостроительной корпорации» Алексея Львовича Рахманова состоялось обсуждение экспортного потенциала отечественной судостроительной продукции. В нем приняли участие более 50 экспертов, в том числе представители Ростеха, Росатома, ВЭБ.РФ, концерна «Моринсис-Агат», ЦНИИ «Курс», «РОСФЛОТСЕРВИС» и руководители многих других предприятий, входящих в профильные экспертные советы при Государственной Думе.
Мероприятие проходило в формате совместного заседания Экспертного совета по развитию судостроительной промышленности и морской техники, Экспертного совета по совершенствованию законодательства в сфере государственного оборонного заказа и Комитета по судостроительной промышленности и морской технике Союза машиностроителей России.
Обсуждались механизмы содействия предприятиям оборонно-промышленного комплекса по выходу на новые рынки, экспорт производимой продукции, а также работа промышленности в условиях диверсификации.
Объем продукции ОСК для коммерческих заказчиков за последние 4 года вырос в 2,5 раза и достиг 57 млрд рублей, что составило 15,6% общей выручки корпорации в прошлом году. В 2019 году этот показатель должен быть уже на уровне 17%. Для выполнения задачи, которую поставил перед корпорацией Президент Владимир Путин – выйти к 2030 году на паритет в выручке от гражданской и военной продукции, корабелам необходима, в том числе государственная поддержка.
В своем выступлении глава ОСК Алексей Рахманов отметил, что для того, чтобы выполнить поручение Президента, корабелам ОСК необходимо довести цифры гражданского «заработка» до 250-280 млрд рублей, из которых 20-25% – получать на внешних рынках.
«Ключевым фактором успеха на внешнем направлении становится финансовая конкурентоспособность. В этом плане для нас важна действенная система механизмов, соответствующих нуждам отрасли, в том числе по содействию непосредственно экспортным проектам», – подчеркнул президент корпорации.
Согласился с необходимостью государственных преференций для отечественных производителей, выходящих на внешние рынки и первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике Владимир Гутенев. «Большинство крупных зарубежных производителей получают скрытые субсидии на НИОКР, что дает им конкурентные преимущества перед нами, – отметил он. – Считаю, что у нашей страны есть два пути, чтобы развивать собственное гражданское судостроение более быстрыми темпами. Первый – это специализация на высокотехнологичных судах: газовозах, атомном ледокольном флоте. Второй путь – поддержка строительства простых судов, где маржинальность невелика».